Документ предлагает разжаловать в пешеходы в первую очередь злостных алиментщиков. Если долг превысил 10 тысяч рублей, а папа упорно не платит, то автомобиль ему придется запереть в гараже. Пока у ребенка не появятся деньги, родитель не должен прикасаться к рулю.
По расчетам авторов проекта, такая мера может коснуться примерно 450 тысяч человек. Цифры оценочные, пешеходом больше, пешеходом меньше. К тому же, как полагают представители службы судебных приставов, такая мера вполне может стать превентивной. В том смысле, что кто сегодня не платит, тот завтра сам пойдет в кассу, когда перспектива остаться без руля станет реальной.
Напомним, сама идея обсуждается давно. И обсуждается горячо. Уже было несколько проектов на этот счет, каждый раз они вызывали широкий резонанс и получали шквал критики. Многим подобное предложение не нравится просто потому, что оно не нравится.
Некоторые считают подобную меру нарушением всех мыслимых прав. Впрочем, постепенно аргументы за предложение, похоже, берут верх. А соответствующий проект уже принят в первом чтении. Правда, сторонникам идеи пришлось пойти на определенные уступки.
Скажем, раньше обсуждалось предложение лишать прав почти всех злостных должников. Подобные инициативы не прошли. Нынешний законопроект касается только алиментщиков. Судебные приставы поддерживают инициативу, объясняя, что в данном случае речь идет о социально значимых делах.
Права оставят человеку, если он живет в труднодоступном месте или зарабатывает на жизнь вождением Как поясняют сторонники проекта, подобная мера успешно действует во многих европейских странах. Проблемы, которых боятся скептики, по большому счету давно решены в мировой практике. Например, если машина является кормилицей человека, права у него не заберут. Правила предусматривают разумные исключения, и по такому же пути намерены пойти и у нас. Критики идеи, кстати, как раз упирают на то, мол, как человек вернет долг, если он зарабатывает с помощью автомобиля?
В рассматриваемом Госдумой законопроекте сказано, что нельзя лишать должника водительских прав, если 'установление такого ограничения лишает его основного законного источника средств к существованию'. Также человеку оставят колеса, если туда, где он живет, сложно добраться другим транспортом.
Правда, бывает, что машина является рабочей лошадкой неофициально. В таких случаях у должника действительно могут возникнуть проблемы. С другой стороны, лишение прав тоже предполагается одной из крайних мер, когда другие попытки достучаться до должника кончились ничем. Когда человек зарабатывает и платит, пусть не все сразу, а по частям, ставить палки в колеса вряд ли ему будут.
Тем более что, согласно проекту, нельзя забрать права, если должнику представлена отсрочка или рассрочка. Как бы то ни было, оставить свой отзыв на проект можно на специальном интернет-портале, созданном Госдумой для общественных обсуждений: veche.duma.gov.ru. Как рассказали в аппарате парламента, сейчас Госдума активизирует этот ресурс. Поэтому у каждого человека есть все возможности, чтобы подключиться к дискуссии.
К слову, первые отзывы уже поступили. Один из граждан рассказал, что по роду службы обязан обследовать удаленные объекты, добраться до которых можно только на автомобиле. 'Если у меня забрать права, то я потеряю работу и не смогу выплачивать вообще ничего, - пишет гражданин. - Доказать, что ограничение на управление транспортным средством лишает меня основного источника дохода, я не смогу, т.к. я не водитель и не таксист. Остается вопрос, как содержать семью? И вообще останется ли семья?' Правда, в его случае, судя по всему, работа официальная, из зарплаты регулярно идут отчисления в счет долга, так что лишение прав не грозит. Так что беспокойства, похоже, излишни.
Некоторые отзывы вовсе считают проект слишком мягким. 'Этот закон не полон, - написал другой читатель, - а если должник не имеет авто и не управляет? Надо предусмотреть и другие меры ужесточения для должников и тех, кто не платит алименты'.
Любопытно, что точно такие же споры шли, когда судебные приставы начали активно пользоваться ограничением прав на выезд за границу. Критики опасались злоупотреблений и заявляли, что якобы подобная практика является нарушением прав. Однако в итоге все привыкли к спискам невыездных, тем более, что такая система не противоречит закону. По последним данным, сейчас в списке невыездных находится почти 440 тысяч должников. На всех они должны более 400 миллионов рублей. Среди невыездных больше половины - 221 тысяча человек - алиментщики. Их общий долг - более 37 миллионов рублей. Если же инициатива пройдет, то многие из них станут первым кандидатами и в пешеходы.
'Российская газета' - Федеральный выпуск №6688 (117)