После публикации КАВПОЛИТа «Коммунальные долги в Дагестане: ошибка как система» с нашим корреспондентом связалась уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Уммупазиль Омарова. По ее мнению, необоснованные долги за коммунальные услуги появляются не только из-за технических проблем, о которых рассказывал эксперт в упомянутой статье. В интервью КАВПОЛИТу омбудсмен отмечает, что в таких случаях нельзя исключать обыкновенное хищение, а также объясняет, как нужно поступать гражданам, получившим уведомления о неожиданно появившейся задолженности.

- Почему у граждан появляются долги за коммунальные услуги, в то время как, согласно показаниям счетчиков и квитанциям, задолженностей у них нет?

- Прежде всего хочу подчеркнуть: каждый гражданин-потребитель коммунальных услуг обязан их оплачивать.

Вместе с тем бывают ситуации, когда в силу тех или иных причин, например, из-за технических проблем с базой энергоснабжающей организации, нарушаются права граждан – добросовестных плательщиков, у которых имеются квитанции об оплате. Им необоснованно предъявляются иски о взыскании задолженности.

В итоге люди не могут понять, как у них появляется задолженность. Самое главное – отсутствует прозрачность в этой сфере.

На мой взгляд, причина массовых исков в том, что в республике накопилась огромная сумма долгов за потребление коммунальных услуг. С этим поспорить трудно.

Возможно, перед компанией поставлен план, чтобы погасить задолженность. И массовые иски, которые получили многие граждане, направлены на то, чтобы минимизировать эту задолженность.

Но также нельзя исключать, что это может быть результатом хищения, ошибок базы и так далее. Однако все эти ошибки не должны ложиться бременем на плечи граждан, вот что нас беспокоит.

- Как часто люди жалуются на необоснованные долги?

- Жалобы в сфере ЖКХ всегда составляли значительную часть поступающих к нам обращений. Нарушения прав в этой отрасли особенно остро ощущаются гражданами.

На мои обращения в ресурсоснабжающие организации по конкретным жалобам я получала информацию о наличии у такого-то гражданина задолженности, ее размер. Также я обращалась в органы прокуратуры, по результатам проверки которой в большинстве случаев устанавливался факт нарушения прав граждан.

Например, энергоснабжающая организация требовала возместить долг в размере 17 тысяч рублей, в то время как фактическая задолженность гражданина составляла всего 700 рублей. И таких примеров можно привести немало.

То есть сигналы о том, что в этом вопросе не все однозначно, были и раньше. И есть факты, что требования об оплате долгов, которые предъявляют людям, во многих случаях незаконны.

- Какие именно нарушения удалось выявить?

- Мы решили выяснить ситуацию в целом по республике в этой сфере. Я обратилась к председателю Верховного суда Республики Дагестан с предложением обобщить судебную практику по вопросам взыскания задолженности за оплату жилищно-коммунальных услуг.

По результатам обобщения 12 тысяч дел, в частности по взысканию задолженности за газ, был выявлен ряд проблем. Зачастую, например, компании пытались взыскать задолженности 2007-2008 годов, т.е. по истечении трехлетнего срока исковой давности.

При этом самостоятельно суд не вправе применить последствия истечения срока исковой давности. Поэтому в таких случаях гражданин должен сделать соответствующее заявление в ходе судебного рассмотрения.

Требования об оплате долгов, которые предъявляют людям,

во многих случаях незаконны

К сожалению, большинство наших граждан не знают вообще, что такое срок исковой давности. И, соответственно, соглашаются с необоснованными долгами.

Как правило, основным доказательством энергоснабжающих организаций по делам этой категории является расчет задолженности абонента. Он представляет собой распечатку задолженности с разбивкой по месяцам.

Но в этих распечатках нет какого-либо обоснования, каким образом возникла задолженность. Зачастую расчет не заверен истцом, а периоды задолженности не соответствуют исковым требованиям.

Часто судами выносятся заочные решения, то есть дело рассматривают в отсутствие гражданина. Но чтобы человек участвовал в процессе и мог возразить, его нужно оповестить о суде извещением – чтобы он расписался в получении повестки. А на практике оказывалось, что в делах где-то есть извещение гражданина о предстоящем процессе, где-то нет.

Из-за этого люди лишаются возможности представить документы, которые подтверждают факт своевременной оплаты и заявить о применении последствий истечения срока исковой давности, когда требуют взыскать задолженность за период более чем три года.

- А решения суда, которые приняли без участия гражданина, нельзя отменить?

- Можно. Гражданин вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление о его отмене в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Это один способ.

Кроме того, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Однако в любом случае необходимо соблюдать сроки, установленные для обжалования. Но на практике зачастую гражданин узнает о принятом в отношении него решении, когда уже все сроки пропущены.

- Как тогда поступать человеку, если решение суда принято без его участия, но он об этом не знал, а сроки обжалования уже вышли?

- Необходимо вновь обратиться в суд и подать иск о восстановлении сроков исковой давности. Если граждане не знали о принятом решении, нужно это доказать. С момента восстановления срока исковой давности можно подать заявление в обычном порядке.

Зачастую гражданин узнает о принятом в отношении него решении,

когда уже все сроки пропущены

- К чему в итоге пришли – по результатам обобщения судебной практики?

- Учитывая то, что гражданин в большинстве случаев юридически не подкован и у него не всегда есть возможность обратиться к адвокатам, то к судам были предъявлены требования внимательно относиться к доказательной базе исков ресурсоснабжающих организаций. И обеспечить полноту их рассмотрения, для того, чтобы не были ущемлены интересы граждан.

Кроме того, Верховный суд Республики Дагестан обратил внимание на то, что необходимо довести до широкого круга абонентов-граждан газовых сетей информацию о том, что граждане ответственны за контроль над приборами учета. То есть счетчики должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов – быть опломбированными, пройти государственную поверку и так далее.

В этой связи мы проводим информационную работу с гражданами, чтобы разъяснить соответствующие нормативные акты. Полагаю, что такую работу также должны вести местные органы власти.

Мы разъясняем, что своевременное внесение платежей за пользование коммунальными услугами позволит в дальнейшем представить в суд соответствующие квитанции и обосновать, в частности, отсутствие задолженности.

Более того, на абоненте лежит обязанность незамедлительно извещать поставщика коммунальной услуги – например, газа – о повреждении пломбы (пломб) или повреждении самого прибора учета. А ряд споров связан с тем, что абоненты оплачивают коммунальные услуги по показаниям счетчика, который не отвечает предъявляемым к нему требованиям – то, о чем мы говорили выше.

Оплата в этом случае должна производиться по нормативам потребления газа. В результате существенно увеличивается размер задолженности, с чем абоненты не согласны. Так что выполнение гражданами-абонентами возложенных на них законом обязанностей поможет избежать подобных проблем.

В аппарате уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан

открыта горячая линия по вопросам ЖКХ

- Применяют ли к компании какие-либо меры наказания за необоснованный иск, если гражданин на суде доказал, что долг ему навязывают?

- Хороший вопрос. Кстати, по разным данным, три четверти существующих долгов – это задолженность коммерческих организаций. Хотя у любого судьи есть право обратиться с частным определением в адрес ресурсоснабжающей организации. Но мне такая практика не известна.

- Стоит ли людям подавать в суд на компанию, когда приходит уведомления о долге, но повестки в суд не было?

- Да, стоит. Нужно разобраться в этой ситуации и доказать свою правоту. Другое дело, что у нас есть граждане, которые оплачивают коммунальные платежи иными способами, например, без получения квитанций об оплате. И в случае возникновения судебных споров у них не будет доказательств, которые подтверждают, что оплата за полученную коммунальную услугу была внесена.

- Куда вы посоветуете обращаться абонентам если возникла ситуация с необоснованным долгом?

- В первую очередь нужно обратиться в орган, допустивший нарушения прав граждан. То есть в компанию, которая предоставляет коммунальные услуги. После этого можно обратиться в прокуратуру, суд, а также в наш аппарат.

В аппарате уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан открыта горячая линия по вопросам ЖКХ. Мы консультируем людей, в том числе по вопросам взыскания необоснованной задолженности.

Кроме того, действует юридическая клиника Дагестанского юридического университета, на базе которой работает общественная приемная уполномоченного. Там студенты под руководством преподавателей бесплатно консультируют людей, даже помогают составить исковое заявление в суд.

К сожалению, часто, когда гражданин получает повестку в суд, он теряется и не предпринимает никаких действий, чтобы защитить свои права. А защищать свои права надо всегда.

kavpolit.ru/articles/ombudsmen_dagestana_v_sfere_zhkh_net_prozrachnosti-22215/

Опубликовано:
Количество просмотров:30