Удивительная статистика от МВД России: за мелкие - по Уголовному кодексу - преступления у нас за год посадили 12 тысяч человек. Причем речь идет об ущербе мизерном - от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. Это - мелкие кражи. Получается, что практически каждое второе уголовное такое дело, дошедшее до суда, связано с мелкими, незначительными преступлениями. При этом люди, в том числе совсем молодые, проходят тюремные университеты, получают клеймо судимости.
В том числе и поэтому президент России и предложил декриминализировать некоторые статьи Уголовного кодекса. Например, часть 1 статьи 116 (побои), часть 1 статьи 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), части 1, 2 статьи 157 (уклонение от уплаты алиментов), часть 3 статьи 327 (использование подложного документа). Впрочем, сразу же последовало и весьма существенное уточнение: в случае совершения административного правонарушения, которое ранее являлось преступлением, повторно, деяние будет квалифицироваться уже в соответствии с Уголовным кодексом. То есть вот теперь уже точно - посадят.
Профессор кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступления Академии управления МВД России, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ Иван Соловьев рассказал корреспонденту 'РГ', что речь идет об усилении масштабной профилактики криминализации нашего общества. При этом он говорит о возвращении практически полновесной административной преюдиции.
- В УК РСФСР содержались нормы об освобождении от уголовной ответственности за деяния, не представляющие большой общественной опасности - уголовная ответственность наступала лишь в том случае, если человек совершал подобный проступок повторно в течение года. Потом - времена изменились и осуждать, а то и сажать стали сразу, - рассказал Иван Соловьев.
По словам профессора, такая странная ситуация и послужила разработкой Верховным судом РФ проекта закона о декриминализации ряда незначительных общеуголовных преступлений.
В России в среднем в год за совершение преступлений небольшой тяжести осуждается более 340 тысяч человек, при этом к реальному лишению свободы - только 5 процентов из них. Остальные остаются на свободе, но получают судимость и все сопутствующие этому негативные последствия в виде поражения в некоторых правах. Так, например, гражданин с непогашенной судимостью не может получить визу или взять кредит, а нередко - даже устроиться на работу. Срабатывает клеймо - преступник. И кто знает, как в дальнейшем поведет себя человек с таким грузом? Да и его родственники, которые ни в чем не виноваты, тоже не смогут устроиться на работу в правоохранительные органы.
При введении подобных новшеств существенная роль отводится полиции. Составлять административные протоколы по новым правонарушениям будут сотрудники полиции. В связи с этим, с одной стороны, уменьшится нагрузка на дознание и следствие, с другой - в разы увеличится для сотрудников охраны общественного порядка, в том числе участковых. В условиях постепенного сокращения штатной численности полиции, а также заключения соглашений между МВД и властями субъектов, на базе которых полиция сегодня наделяется часто непрофильным функционалом, все может усложниться. В скором времени на полицию будут возложены и дополнительные функции по контролю за собаководами, курильщиками и справляющими нужду под кустом, предусмотренные региональными законами, и работа с декриминализованными статьями. Причем перечень и объем этих функций в различных регионах будет разным. Это может повлечь неравномерную нагрузку на полицейские подразделения, появление новых несвойственных и дублирующих функций. А это как раз то, с чем призвана была покончить реформа 2011 года.
Также это может стать одним из факторов, который поставит под сомнение перспективы исполнения нового закона о декриминализации ряда малозначительных деяний. И здесь в первую очередь надо подумать, как не перегрузить полицию задачами, имеющими отдаленное и опосредованное отношение к борьбе с преступностью.Заранее надо подумать, как синхронизировать два процесса - наделение ОВД функциями в рамках регионального нормотворчества и составление административных протоколов по декриминализируемым составам.
Как вариант - проработка перечня функций, которые в рамках соглашений могут быть возложены на полицию региональными властями. Ведь смысл взаимодействия местной власти с органами внутренних дел в том, чтобы наладить реальное и эффективное взаимодействие, направленное на укрепление законности и правопорядка, соблюдение законных интересов и прав граждан.
Справка 'РГ'
Каков будет механизм исполнения нового закона? Эксперты предполагают, что данные правонарушителей будут вноситься в общую базу лиц, привлеченных к административной ответственности - по аналогии с базой ГИБДД. При повторном нарушении этих людей привлекут уже по Уголовному кодексу. А вот про снятие отпечатков пальцев при регистрации таких правонарушений для создания базы данных вопрос пока не обсуждался.
'Российская газета' - Федеральный выпуск №6860 (289)
www.rg.ru/2015/12/22/mvd.html