Определены цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения. Правительство РФ своим распоряжением от 5 февраля 2016 г. № 164-р утвердило Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года (далее – Стратегия).
Ключевыми целями Стратегии определены устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия. При этом с учетом особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к гражданам старшего поколения условно отнесены: граждане с 60 до 64 лет (это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность), граждане с 65 лет до 80 лет (это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медпомощь и соцуслуги), граждане старше 80 лет (это, как правило, люди имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи).
В числе приоритетных направлений реализации Стратегии выделены:
финансовое обеспечение граждан старшего поколения и стимулирование их занятости (включая повышение реального уровня их пенсионного обеспечения и повышение уровня финансовой грамотности, развитие форм надомной, временной, гибкой и дистанционной занятости, развитие наставничества посредством использования трудового потенциала граждан старшего поколения и т. д.); совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, развитие гериатрической службы, включая профподготовку и дополнительное профобразование специалистов в этой сфере (в том числе обеспечение доступности медпомощи для указанной категории граждан, формирование у них здорового образа жизни, повышение информированности медработников по вопросам охраны здоровья граждан старшего поколения и др.); обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам (в частности, обеспечение возможности получения образования гражданами старшего поколения и доступа их к информационным ресурсам, развитие услуг по обучению граждан старшего поколения компьютерной грамотности и т. п.); формирование условий для организации досуга граждан старшего поколения (например, обеспечение доступности физкультурно-спортивных услуг и мероприятий в сфере культуры для таких граждан, создание механизма организации социального туризма для граждан старшего поколения); развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг (включая модернизацию организаций соцобслуживания, актуализацию перечня дополнительных соцуслуг, увеличение количества негосударственных организаций и ИП, предоставляющих услуги по соцобслуживанию); стимулирование производства товаров и оказание услуг в целях удовлетворения потребностей граждан старшего поколения (развитие общественного транспорта, производство многокомпонентных функциональных и специализированных диетических продуктов питания для граждан старшего поколения, обеспечение доступности для них качественных продуктов питания); развитие общества с учетом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения (формирование образа благополучного старения в России, формирование уважительного отношения к гражданам старшего поколения, создание условий для реализации ими творческого потенциала, содействие социальной активности и т. д.). Стратегию планируется реализовывать в два этапа: 2016-2020 годы (в этот период намечается проведение комплексного анализа результатов реализации плана мероприятий Стратегии и его корректировка с учетом проведенных мероприятий), 2020-2025 годы (предполагается реализовывать приоритетные направления Стратегии).
Ожидается, что итогом реализация Стратегии станет сформированная система мер, направленных на повышение благосостояния и социально-культурного развития граждан старшего поколения, укрепление их здоровья, повышение продолжительности жизни и активного долголетия.
По прогнозам Росстата, к 2021 году доля пожилых граждан в России в общей численности населения составит 26,7% (39,5 млн человек).
ИСТОЧНИК: ГАРАНТ.РУ