Согласно Федеральному закону «О ветеранах», ветераны боевых действий имеют право на меры социальной поддержки. В случае смерти ветерана боевых действий государство берет на себя заботу о членах его семьи. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет право на пенсию по случаю потери кормильца за нетрудоспособными членами семьи умерших (погибших) ветеранов боевых действий, состоявших на их иждивении (ст. 24).
Факт нахождения на иждивении при отсутствии подтверждающих документов может устанавливаться в судебном порядке, если установление этого факта в ином порядке не представляется возможным. Не считаются утратившими источник средств к существованию независимо от размера доходов родители или супруг, имеющие совершеннолетних трудоспособных детей, в том числе проживающих отдельно. При этом дети, проходящие военную службу по призыву, исключаются из числа совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных содержать своих нетрудоспособных родителей. Нетрудоспособные родители или супруг, дети которых решением суда освобождены от обязанности оказывать им материальную помощь, считаются утратившими источник средств к существованию, если имеющиеся у них доходы или доля доходов ниже размера минимального размера пенсии.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются в первую очередь: несовершеннолетние дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца. В том случае, если они обучаются по очной форме в любых образовательных учреждениях, то до окончания ими такого обучения они также признаются нетрудоспособными, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей. В категорию нетрудоспособных членов семьи также может войти один из родителей или супруг, либо дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если они заняты уходом за детьми, братьями или сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет и имеющими право на пенсию, и не работают. Родители погибших (умерших) ветеранов боевых действий, достигшие пенсионного возраста или являющиеся инвалидами, также могут претендовать на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством.
Полный перечень социальных гарантий членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий закреплен в ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»
В качестве документа, подтверждающего статус члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, принимается удостоверение о праве на льготы.
Перечень социальных гарантий членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий закреплен в ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Данная категория граждан может рассчитывать на преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. За членами семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий сохраняется право обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию. Им также полагается внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Законом предусматривается 50-процентная скидка на оплату стоимости жилых помещений, занимаемых семьями погибших (умерших) ветеранов боевых действий, и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения. Меры социальной поддержки на коммунальные услуги с 2009 года были переведены в денежный эквивалент. Помимо них членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий также полагаются ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), предусмотренные ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах».
Если гражданин имеет право на ЕДВ по нескольким основаниям, закрепленным в разных законодательных актах, то он может получать только по одному основанию, по выбору.
Размер ЕДВ индексируется один раз в год исходя из Федерального закона «О федеральном бюджете» на соответствующий финансовый год и уровня инфляции. Выплаты ЕДВ производит территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
При назначении ЕДВ зачастую возникают спорные, конфликтные ситуации. Так, в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан поступило обращение от гражданки, которая является вдовой ветерана боевых действий. После смерти мужа ее дочь получает пособие по случаю потери кормильца. Узнав о том, что она имеет право на получение ЕДВ, женщина собрала весь пакет необходимых документов и обратилась с ними в Управление Пенсионного фонда РФ по РД в своем районе, но в предоставлении ЕДВ женщине было отказано. Ответ мотивировался тем, что ее муж не погиб при исполнении служебных обязанностей, а умер, следовательно, выплаты ее дочери не полагаются. При рассмотрении предоставленных документов выяснилось, что отказ Пенсионного фонда является незаконным.
Отказали ей со ссылкой на п.3 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», в котором указывается, что: «Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)».
Однако в Управлении районного Пенсионного фонда не учли тот факт, что муж заявительницы имеет статус ветерана боевых действий. Согласно ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий имеют право на ежемесячную денежную выплату. Следовательно, дочь заявительницы входит в категорию лиц, которым положено назначение ЕДВ.
Законодательство в сфере социальной поддержки участников, инвалидов, ветеранов боевых действий и их семей имеет достаточно сложную структуру. В связи с этим органам, занимающимся назначением денежных выплат этим гражданам, следует тщательнее изучать обстоятельства по поступающим к ним заявлениям, правильно квалифицировать каждый конкретный случай и избегать недоразумений, подобных приведенному примеру.