Вопрос включения в квитанции оплаты за электроэнергию мест общего пользования отдельной строкой волнует многих жителей Дагестана. К Уполномоченному по правам человека в Республике Дагестан неоднократно обращались граждане с просьбой разъяснить, правомерно ли появление дополнительной статьи расходов в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Электроэнергия, расходуемая в местах общего пользования, оплачивалась гражданами (потребителями) всегда, только раньше эти затраты были составляющей тарифа за жилищно-коммунальные услуги в пункте «содержание и техобслуживание жилья». В настоящее время изменения внесены в сам механизм оплаты жилищно-коммунальных услуг. Теперь расходы по электроэнергии в местах общего пользования не учитываются в стоимости работ по содержанию жилья, так как в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306, данные расходы включены в состав нормативов потребления коммунальных услуг.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, указано, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя освещение помещений общего пользования. В связи с этим исполнители должны включать в квитанции электроэнергию, расходуемую на освещение мест общего пользования и эксплуатацию лифтов, как затраты на содержание имущества.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, потребители обязаны оплачивать электроэнергию, потраченную на освещение мест общего пользования, и работу оборудования для жизнеобеспечения систем многоквартирного дома.
Механизм начисления оплаты за электроэнергию в местах общего пользования установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и разъяснен в письме Минрегионразвития России от 18 июня 2007 года №11-356-ЮТ/07. Исходя из указанных нормативных актов при начислении оплаты за электроэнергию в местах общего пользования производится определение объема электроэнергии, потребленной в местах общего пользования, и определение доли электроэнергии, приходящейся на отдельно взятый лицевой счет собственника жилого помещения.
Объем электроэнергии определяется либо по показаниям общеподъездных приборов учета, либо по установленной мощности энергопотребляющего оборудования, находящегося в местах общего пользования многоквартирного дома. Определение доли электроэнергии по лицевым счетам должно производиться исходя из количества человек, зарегистрированных в квартире. Если человек временно отсутствует, можно уменьшить объем начисления коммунальных услуг, предоставив исполнителю подтверждающие документы.
Следовательно, появление новой строки в квитанциях не является нарушением законодательства. Однако суммы, требуемые за оплату электроэнергии мест общего пользования, часто превышают действительные цифры, что вызывает возмущение со стороны потребителей.
Ресурсоснабжающие организации (юридические лица, осуществляющие продажу коммунальных услуг) и исполнители трактуют нормативные акты в свою пользу и взимают платежи в неправомерной форме. Для расчета они используют формулу 9 подпункта 1 пункта 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307. Согласно этой формуле от показаний общедомового счетчика отнимаются показания индивидуальных приборов учета, разница делится между жильцами в зависимости от количества потребленной энергии в той или иной квартире. То есть чем больше показатель индивидуального прибора учета, тем выше оплата за электроэнергию мест общего пользования, «0» в показаниях индивидуального прибора учета автоматически освобождает от оплаты за электроэнергию мест общего пользования. Применение данной формулы по отношению к местам общего пользования (нежилым помещениям) неправомерно, так как она предусматривает расчет оплаты коммунальных услуг исключительно для жилых помещений. Ресурсоснабжающие организации и исполнители при использовании формулы 9, под предлогом оплаты за электроэнергию мест общего пользования, включают в эту сумму плату за недобросовестных потребителей, потери в сетях и все расходы, достоверность которых невозможно определить. В результате таких начислений сумма оплаты за электроэнергию мест общего пользования порой превышает сумму за израсходованную энергию в жилом помещении.
Так как в местах общего пользования отсутствуют отдельные приборы учета потребленной в них электроэнергии, для расчетов за эту энергию должен быть применен порядок, установленный пунктом 20 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, в котором указано, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые для электрической энергии определяются расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств. Такой порядок оплаты соответствует статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К примеру, представитель ресурсоснабжающей организации совместно с представителем интересов собственников жилых помещений, т.е.исполнитель, считают все устройства дома, потребляющие электрическую энергию и находящиеся в местах общего пользования: лампочки, лифты, антенны, насосы и т. д., рассчитывают мощность и режим работы этих устройств и получают среднюю величину, которую нужно оплачивать по соответствующим тарифам.
Очевидно, что в сфере законодательства относительно оплаты электроэнергии мест общего пользования имеются разногласия и «пробелы», которые приводят к нарушению прав пользователей коммунальных услуг. Чтобы избежать двоякого толкования существующего законодательства Минрегионразвития России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения предоставления коммунальных услуг», в котором учтены недочеты пстановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Новое постановление станет основным документом, согласно которому будут предоставляться коммунальные услуги и рассчитываться платежи за них.