10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. В преамбуле и тридцати статьях этого документа, ставшего в новейшей истории основополагающим в области прав человека, содержится призыв ко всем государствам способствовать соблюдению прав и свобод, равно принадлежащих жителям всех уголков мира.

Затем на базе Всеобщей декларации прав человека международным сообществом были провозглашены и утверждены многие документы, содержащие механизмы реализации универсальных прав. Основное положение, касающееся современной концепции прав человека, звучит так: каждый человек обладает правами по факту рождения, а не наделяется ими государством.

В Стратегии социально-экономического развития РД до 2025 года указано, что для достижения поставленных экономических параметров необходимо выстроить новую модель развития общества, обеспечивающую в первую очередь эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан.

Так, в целях улучшения ситуации с соблюдением социальных прав отдельных категорий граждан в 2011 году в республике был принят ряд законов, а именно: от 06.06.2011 г. № 30 «О внесении изменений в Закон РД «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа», от 20.07.2011 г. N 45 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в РД», от 07.10.2011 г. № 50 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий в Афганистане, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий в Афганистане».

Также для организации и проведения мероприятий по массовой информационно-разъяснительной работе среди населения республики, наиболее полного освещения актуальных вопросов прав и свобод человека и гражданина была принята республиканская целевая программа «Повышение правовой культуры населения РД (2011-2014 годы)».

В то же время помимо законодательного регулирования необходимо уделять внимание эффективности функционирующих в рамках российской правовой системы институтов по защите прав человека.

Одним из таких институтов являются уполномоченные по правам человека. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ была учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

С учётом положений Конституции РФ и федерального конституционного закона в настоящее время в 66 субъектах РФ учреждены институты региональных уполномоченных. Дальнейшее продвижение института омбудсмена в регионах целесообразно и будет способствовать развитию элементов правового государства на местах.

Одной из задач деятельности Уполномоченного по правам человека в РД является содействие в восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Дагестана.

В качестве примера восстановления прав такой категории граждан является обращение вдовы умершего ветерана боевых действий Д. к Уполномоченному по правам человека в РД в связи с отказом в назначении ей и её несовершеннолетнему ребенку ежемесячной денежной выплаты как членам семьи умершего ветерана боевых действий. В ходе прокурорской проверки, инициированной Уполномоченным по правам человека в РД, было установлено, что отказ в назначении заявительнице и её несовершеннолетнему ребенку указанной ЕДВ неправомерен. По её результатам прокурор района в интересах заявительницы и её дочери обратился в суд с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении ЕДВ. Решением Верховного суда РД исковые требования были удовлетворены в полном объеме, а нарушенные права заявительницы и её дочери восстановлены.

К Уполномоченному по правам человека в РД поступают также коллективные обращения. Так, работники одной из городских автоколонн, которые в марте 2011 года были уволены с работы в связи с ликвидацией (банкротством) транспортного предприятия, сообщили, что им не выплачены заработная плата и выходное пособие с декабря 2010 г. по март 2011 г. При этом конкурсным управляющим предприятия осуществляется продажа его имущества, однако задолженность по заработной плате не погашается.

После обращения Уполномоченного по правам человека в РД к Президенту РД, а также прокурору республики была проведена проверка доводов заявителей о нарушении их трудовых прав. По ее результатам в настоящее время задолженность по заработной плате и выходному пособию полностью погашена.

Опыт работы Уполномоченного по правам человека в РД показал, что одним из результативных способов обеспечения обратной связи с населением являются организация и проведение «горячих» телефонных линий. Так, с 19 по 28 октября 2011 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в РД функционировала такая линия «Всё о правах граждан, имеющих детей». Наибольшее количество звонков касалось материнского (семейного) капитала. Помимо дачи разъяснений и консультаций, многие вопросы решались оперативно по мере их поступления на «горячую» линию. В период ее работы при содействии работников Отделения Пенсионного фонда РФ по РД по трем обращениям положительно были разрешены вопросы направления средств материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилья.

Одной из основных задач деятельности Уполномоченного по правам человека в РД является совершенствование законодательства РД о защите прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Анализ поступающих к Уполномоченному по правам человека жалоб и обращений граждан показал, что пробелы в отдельных нормативных правовых актах РД могут привести к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

В целях совершенствования законодательства РД в сфере прав и свобод человека и гражданина, а также приведения его в соответствие с федеральным законодательством Уполномоченным по правам человека в РД ежегодно направляются обращения Президенту РД и в Правительство РД по внесению изменений в ряд нормативных правовых актов РД.

Так, по инициативе Уполномоченного по правам человека в РД были внесены изменения в статью 2 Закона РД от 24 декабря 2007 года № 66 «О размерах и порядке выплат денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также о размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», которыми предусмотрена выплата денежных средств опекуну (попечителю) с момента возникновения оснований на их получение, а не со дня вынесения решения о назначении денежных средств, как было установлено ранее.

В законодательстве РД отсутствовали правовые нормы, регулирующие вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Сложилась ситуация, когда в республике права и законные интересы совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, не были обеспечены.

Учитывая, что деятельность по осуществлению опеки и попечительства связана с надлежащим обеспечением интересов граждан, не способных в соответствии с законом в полной мере реализовать свои права и интересы, по инициативе Уполномоченного по правам человека в Закон РД от 16 июля 2008 года № 35 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» были внесены изменения, которыми органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

Также по обращению Уполномоченного по правам человека были внесены изменения в Указ Президента РД от 8 апреля 2010 года № 100 «О дополнительных мерах по улучшению материального обеспечения участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которыми установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей в размере 2000 рублей в месяц.

В заключение хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день мировое сообщество связано едиными, универсальными правовыми ценностями, которые в равной степени относятся к жителям всех стран. Это утверждение относится и к Российской Федерации, которая провозглашена Конституцией правовым государством. Но мы не должны забывать, что ещё многие люди не могут в полной мере пользоваться своими правами. Очень важно предпринимать в этой связи практические шаги по содействию пониманию и упрочению прав человека.

Опубликовано:
Количество просмотров:15