В Российской Федерации коррупция признана фактором, препятствующим социально-экономическому развитию страны, оказывающим в разной степени негативное влияние практически на все сферы общественной жизни, а борьба с ней - принципиальной задачей государства и гражданского общества. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» введена система мер противодействия коррупции, одной из которых является усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан, обеспечение их доступа к информации о деятельности органов государственной власти. Согласно статье 35 Конституции Республики Дагестан граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок. Право на обращение позволяет гражданам обратиться в органы власти с предложением по совершенствованию законодательства, в том числе антикоррупционного, отметить недостатки в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, сообщить сведения о фактах коррупции и лицах, занимающихся коррупционной деятельностью, в правоохранительные структуры. В случае нарушения коррупционными действиями прав граждан, они могут обратиться с жалобой в компетентные органы. Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии со статьей 4 данного федерального закона гражданин может направлять в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа обращение в виде предложения, заявления или жалобы, а также имеет право устно обращаться в эти органы. Исходя из положений статей 10 - 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. При рассмотрении жалобы государственный орган обязан: - обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение, или с выездом на место; - запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; - принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; - дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, либо уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Кроме того, государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица должны осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализировать содержание поступающих обращений и принимать меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Национальной стратегией противодействия коррупции руководителям федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов предписано «обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями». В Плане противодействия коррупции в Республике Дагестан на 2012-2013 годы, утвержденном Указом Президента Республики Дагестан от 28 апреля 2012 года № 73 «О Плане и внесении изменений в некоторые акты Президента Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции» также поручено Правительству Республики Дагестан принять меры по созданию эффективной системы обратной связи, позволяющей Республике Дагестан корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества.

Рассмотрение обращений входит и в компетенцию Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан, который в соответствии с Законом Республики Дагестан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан» рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц, ранее обжалованные заявителем в судебном либо административном порядке. Таким образом, к Уполномоченному поступает информация о качестве первоначального рассмотрения обращений граждан, об эффективности и результативности их рассмотрения соответствующими органами власти и должностными лицами. Более половины от количества поступающих к Уполномоченному жалоб относится к социальной сфере, при этом во многих из них заявители сообщают о коррупционных проявлениях со стороны чиновников. Так, к Уполномоченному обратился гражданин Г., который сообщил, что с 1998 года он обрабатывает земельный участок в садоводческом товариществе. На данном участке он возвел домостроение, но приобрести в, установленном Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», упрощенном порядке данный земельный участок он не может, так как администрация муниципального образования необоснованно отказывает ему в бесплатном предоставлении участка и предлагает оплатить его кадастровую стоимость. После вмешательства Уполномоченного было принято решение о предоставлении гражданину А. земельного участка бесплатно. Гражданка М. сообщила, что работники одного из отделений Пенсионного фонда необоснованно превышают сроки рассмотрения ее заявления на распоряжение средствами материнского капитала. Только после обращения Уполномоченного в ГУ-Отделения Пенсионного фонда РФ по РД, выплата причитающейся суммы гражданке М. была произведена в полном объеме. Проводимая Уполномоченным работа с жалобами граждан и последующий их анализ позволяют сделать вывод о том, что при работе с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления не анализируются такие обстоятельства, как: чем вызвана жалоба, кто несет ответственность в этом случае за нарушение прав гражданина, если оно имеет место, и какие меры приняты к виновным, а также по недопущению указанных фактов. Имеют место случаи, когда должностные лица, рассматривающие жалобы, определяют только подведомственную принадлежность жалобы к той или иной сфере и направляют ее в нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Это служит основанием для обращения граждан с повторными жалобами. Полагаю, что это один из серьезных недостатков в деятельности бюрократического аппарата, в целях устранения которого руководителям при рассмотрении жалоб следует выявлять причины, вынуждающие граждан обращаться в вышестоящие органы, и в случае удовлетворения предъявленных требований - применять меры дисциплинарного взыскания к лицам, некачественно рассмотревшим жалобу. Работа с обращениями граждан наиболее важный и ответственный участок работы в любом ведомстве, так как в них отражаются интересы не только заявителя, но и содержится информация о нерешенных в обществе проблемах, дается оценка деятельности различных ведомств, должностных лиц, как критическая, так и одобрительная. Обращения граждан являются эффективной мерой противодействия коррупционным проявлениям, поскольку представляют собой способ информационного взаимодействия населения с органами власти, в том числе по вопросам нарушения их прав коррупционными действиями.

 

 

 

 

Опубликовано:
Количество просмотров:23