Прошедшие годы, сколь сложными они не были, раскрыли потенциал Конституции Республики Дагестан как ценностной платформы, доказали ее решающее влияние на укрепление социальных институтов и развитие экономических отношений в целом. Будучи основой региональной правовой системы, Конституция Республики Дагестан определяет смысл и содержание республиканских законов, служит прочным фундаментом стабильного и поступательного развития нашего региона в едином правовом поле Российской Федерации. При этом, являясь основным законом, Конституция должна быть не просто декларацией добрых намерений, а реально работающим юридическим документом. На практике, к сожалению, не всегда нормы Конституции Республики Дагестан соблюдаются. При том, что соблюдение прав человека в соответствии с конституционными положениями должно быть главным ориентиром в деятельности органов власти. Личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами. Мы все понимаем, что нормы Конституции должны найти реальное воплощение в жизни каждого человека и общества в целом. Сам факт ее наличия ещё не является доказательством гарантированной защищенности гражданина и его прав внутри государства. Именно в зависимости от признания прав человека, уважения достоинства его личности, обеспечения их защиты государство признается демократичным и правовым. Большое значение имеет деятельность органов власти по обеспечению верховенства закона и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. В этой связи работа с обращениями граждан должна стать ответственным направлением деятельности в любом ведомстве, так как в них затрагиваются интересы не только заявителя, но и содержится информация о нерешенных в обществе проблемах, дается оценка (как критическая, так и одобрительная) деятельности должностных лиц. Граждане должны получать объективную картину событий и убедительные ответы на возникающие вопросы по фактам, связанным с деятельностью органов власти. Безусловно, осознанное восприятие конституционных ценностей и идей требует усилий от каждого из нас, общества и государства. Представляется, что такие ценности (единство, гражданский мир, согласие и т.д.) должны стать неотъемлемой частью образовательных программ, начиная от школы и заканчивая повышением квалификации государственных и муниципальных служащих. К сожалению, на сегодняшний день недостаточный уровень знаний наших граждан о своих правах и свободах не позволяет в полной мере ими пользоваться. Невозможно полностью реализовать потенциал Конституции без высокой правовой культуры личности и общества. Реализация ее норм возможна лишь на основе уяснения их сущности и содержания. Конституция должна найти свое отражение и в республиканском законодательстве, и в правоприменительной практике, а также в инициативах гражданского общества. Только так можно достичь реального соблюдения эффективной реализации ее установлений. За годы своего действия Конституция Республики Дагестан создала предпосылки для свободного развития личности, основной внутренней ценностью которой является ее достоинство. При этом как отметил Врио Президента Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов «власть должна работать на достоинство личности, человек без чувства гордости и достоинства теряет свою индивидуальность». Важная роль в обретении и защите личного достоинства принадлежит гражданскому обществу, деятельность институтов которого должна быть направлена на установление принципа его уважения как общечеловеческой ценности. В нашей республике, как и в стране в целом, инициатива развития структур гражданского общества во многом исходит от органов власти, одних усилий которых недостаточно. Гражданское общество, неотъемлемым элементом которого является деятельность общественных организаций, не может быть создано искусственно, «сверху». Необходима активная позиция наших граждан, их осознанное участие в развитии экономической и духовной жизни республики, в том числе путем защиты ими своих прав. Общеизвестно, что права человека лучше реализуются там, где сами граждане и их объединения борются за них, где создано и эффективно работает гражданское общество, существует широкий набор средств правовой защиты. Как правило, механизм защиты прав включает в себя его законодательное закрепление (правовую основу), наличие гарантий их реализации, систему государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Так, государственный механизм защиты прав и свобод строится на принципах, которые в первую очередь установлены в Конституции (например, принцип равноправия народов, прав и свобод человека и гражданина и т.д.). Конституционное признание прав и свобод является основой механизма их защиты. При этом условия и пределы действия данного механизма, его эффективность в решающей мере обусловлены закрепленными в Конституции государственными институтами, которые обеспечивают экономические, политические и идеологические предпосылки для защиты прав и свобод человека. Так, в целях реализации этих конституционных положений созданы различные функциональные структуры: административные, правоохранительные, судебные органы. Наряду с указанными органами дополнительным средством правовой защиты является институт Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан (далее – Уполномоченный), основной задачей которого является содействие в восстановлении нарушенных прав заявителей. Доминирующее положение среди поступающих к Уполномоченному обращений занимают жалобы, связанные с нарушениями при назначении и пересмотре пенсий, пособий, оказании мер социальной поддержки, жилищных и земельных прав, что свидетельствует о недостаточной защищенности социально-экономического положения наших граждан. Одним из ключевых конституционных положений является провозглашение Республики Дагестан социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 13 Конституции Республики Дагестан). К сожалению, в настоящее время государственная система социальной защиты развита не в полной мере, хотя бесспорно, основные ее элементы присутствуют: есть установленный государством прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, государственная социальная помощь малоимущим, бесплатное образование и здравоохранение и т.д. В этой связи возрастает значение участия общественности в вопросах обеспечения прав граждан на достойную жизнь, оказания материальной помощи социально незащищенным группам населения. Только зрелое гражданское общество способно помогать малозащищенным слоям населения даже в большей степени, чем государство. Так, во многих странах существует широкая сеть благотворительных организаций и фондов, которые поддерживают малоимущих, что позволяет свести к минимуму последствия существующего имущественного неравенства. К сожалению, наше общество пока не осознало свою социальную ответственность за малоимущих сограждан, людей с ограниченными возможностями, пенсионеров, чей уровень жизни не такой высокий, как хотелось бы. Благотворительное движение не получило широкого распространения в республике, поэтому тем ценнее те немногие благотворительные акции, которые время от времени проводятся в Дагестане. Вызывает искреннее уважение даже не масштаб оказываемой помощи, а умение сопереживать как гражданская позиция благотворителей. Полагаю, что День Конституции Республики Дагестан дает возможность каждому гражданину осмыслить и задуматься над тем, на основании чего развивается наша республика, общество. Значимость этого праздника зависит от отношения каждого из нас к Конституции, строгое и неукоснительное соблюдение норм и принципов которой обеспечит последовательное развитие Дагестана. Именно в Конституции мы получили тот правовой фундамент, который обеспечивает политическое, экономическое и социальное развитие нашей республики в составе Российской Федерации. Ее достижениями нам необходимо дорожить.