Наличие прав и свобод не освобождает нас от обязанности соблюдать законные интересы других лиц. Как бы общество не стремилось к идеалу, всегда присутствует проблема нарушения прав и интересов его членов. И в этой связи возникает вопрос, как гражданам защищать свои права? Ведь в случае отсутствия такого механизма перед нами будет лишь видимость правового государства, в котором права и свободы провозглашены, но отсутствует возможность их реализации. Данные проблемы мы сегодня обсудим с Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан (далее – Уполномоченный) Уммупазиль Авадзиевной Омаровой.

1. Уммупазиль Авадзиевна, каковы основные функции Уполномоченного? Уполномоченный, прежде всего, занимается защитой нарушенных прав граждан. С точки зрения рядового гражданина, омбудсмен представляет собой должностное лицо, к которому можно обратиться в случае несогласия с решением того или иного органа власти. И это непростая работа, требующая в какой-то мере дипломатии, потому что только в диалоге с органами власти можно разрешить возникающие конфликтные ситуации. Уполномоченный является своеобразным связующим звеном между властью и обществом, обнаруживая факт нарушения прав и предлагая рекомендации по его устранению. Вместе с тем институт Уполномоченного не отменяет, а лишь дополняет существующие государственные механизмы защит прав человека. Несмотря на наличие судов, правоохранительных органов, административных структур, способных решить проблемы граждан, институт омбудсмена востребован. Наряду с разрешением конкретным жалоб и заявлений мы занимаемся разъяснительной работой с гражданами, их правовым просвещением, проведением правовых конкурсов, «горячих» телефонных линий по разъяснению наиболее важных вопросов применения законодательства, налаживанием взаимоотношений с общественными организациями и т.д.

2. Интересно, в каком режиме Вы работаете? Случается, что сами принимаете посетителей, или основную первичную работу берет на себя аппарат? Ко мне ежегодно поступает около 1000-1200 обращений; за первое полугодие 2013 года уже обратилось более 550 человек. Естественно, я изучаю всю поступающую почту, стараюсь лично принять всех обратившихся, особенно по резонансным или сложным вопросам, но физически не всегда это получается. Первичную нагрузку берет на себя аппарат, сотрудники которого ежедневно осуществляют прием граждан. Значительная часть времени уходит на проведение выездных приемов в селах, районах, жители которых зачастую не имеют средств, чтоб приехать в Махачкалу для решения своих вопросов. В результате таких приемов, во-первых, в ряде случаев проблемы граждан удается решить на месте, во-вторых - можно судить о характере нарушений их прав на территории того или иного муниципального образования.

3. Вы реагируете только на поступившие обращения? Или можете сами инициировать какое-то исследование – например, усмотрев в каком-либо законе, указе или приказе факт нарушения прав человека? Считаю, что помимо рассмотрения жалоб и заявлений, необходимо уделять внимание и устранению причин, вынуждающих людей обращаться на нарушения их прав. Если мы видим, что проблемы связаны с несовершенством правового регулирования, то я могу инициировать внесение изменений в республиканское законодательство. Такие изменения были мною предложены в части предоставления ежемесячных выплат жертвам политических репрессий, труженикам тыла и ветеранам труда по месту их жительства, пребывания или фактического проживания. При том, что ранее эти выплаты предоставлялись указанной категории лиц только по месту их постоянной регистрации. По нашей инициативе были внесены изменения, согласно которым дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение наряду с участниками и инвалидами Великой Отечественной войны, героями Советского Союза и Российской Федерации и полными кавалерами ордена Славы было установлено и узникам фашистских концлагерей. Также в республиканском законодательстве отсутствовал правовой механизм опеки и попечительства над гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, хотя в федеральном законодательстве эта норма была прописана. По нашему обращению, Президент Республики Дагестан поручил Правительству Республики Дагестан внести в региональный парламент проект закона о наделении органов местного самоуправления полномочиями на осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении указанных категорий граждан, который был принят. Реализован и ряд других наших предложений по совершенствованию законодательства, направленных на защиту прав граждан. Так, на основе обращений граждан в связи с бездействием муниципальных органов по бесплатному предоставлению многодетным семьям земельных участков для строительства жилья мною предложено предусмотреть в республиканском законодательстве установление сроков их предоставления и перечня таких участков. Рассматривая поступающие ко мне жалобы, я вижу, что серьезным недостатком в работе органов власти является отсутствие с их стороны должного внимания обращениям граждан. Формальные ответы и нежелание чиновников разбираться в проблемах граждан по существу вынуждает их обращаться в различные инстанции. Ведь именно потому, что человек не согласен с бездействием властных структур, он и обращается ко мне, зачастую приводя убедительные доводы. При этом в республике не была подробно урегулирована процедура обжалования решений органов власти, в большинстве муниципалитетов отсутствовали регламенты по рассмотрению обращений граждан. В связи с этим мною было предложено Правительству Республики Дагестан, органам местного самоуправления детально урегулировать деятельность по рассмотрению обращений граждан. Наряду с этим, мы периодически проводим анализ республиканского законодательства в сфере защиты прав и свобод граждан на предмет наличия противоречий федеральным законам, пробелов в регулировании тех или иных вопросов. Так, мы выявили, что выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка производились не с момента возникновения оснований на их получение, а со дня вынесения решения о назначении денежных средств. По нашей инициативе были внесены изменения, согласно которым указанные выплаты предусматриваются со дня принятия решения об их назначении с возмещением расходов опекуну (попечителю) за период с момента возникновения оснований на их получение.

4. Если условно разделить права людей на политические (свобода слова, митингов, демонстраций, право избирать и быть избранным, право въезда и выезда и т.д.) и социально-экономические (право на труд, на образование, на здравоохранение, на жизнь в достойных человеческих условиях) – можно ли говорить, что та или иная категория является более важной? Конечно, мы видим, что беспокоит наших граждан. Большая часть обращений граждан занимают жалобы, связанные с нарушениями трудовых, жилищных и земельных прав, при назначении и пересмотре пенсий, пособий, оказании мер социальной поддержки, что свидетельствует о социально-экономической незащищенности нашего населения. Это и неправильное начисление коммунальных платежей, невозможность получения правоустанавливающих документов на имущество и т.д. Чаще всего к нам обращаются лица так называемой «слабо защищённой категории»: пенсионеры, ветераны, инвалиды и т.д. Например, в рамках проводимой «горячей» телефонной линии по проблемам лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ко мне поступали жалобы их опекунов на невыплату им в течение трех месяцев ежемесячных пособий. В результате моего вмешательства задолженность была ликвидирована. В ряде случаев граждане обращаются в связи с тяжелым материальным положением. В ходе выездных приемов в городах и районах республики ко мне обращаются семьи, имеющие несовершеннолетних детей, одинокие матери с жалобами на финансовые трудности. Решение таких проблем упирается в отсутствие дополнительных средств бюджетного финансирования. В связи с этим большое значение приобретает, наряду с постоянным совершенствованием государственной системы социальной защиты населения, развитие благотворительной деятельности в нашей республике. Каждый из нас обязан прислушиваться к другому человеку, сопереживать ему и помогать. Это касается, в том числе и чиновников любого ранга, т.е. речь идет о праве каждого гражданина на хорошее администрирование. Значительную часть обращений составляют жалобы граждан на противоправные действия правоохранительных органов, в основном касающихся несогласия с ходом ведения следствия, при чем, как со стороны подозреваемых (обвиняемых), так и потерпевших. Зачастую такие обращения связаны с нарушениями процессуального характера, например, проведение незаконных обысков, арестов и задержаний, недопуск адвокатов к задержанным, получение от последних признательных показаний незаконными методами и т.д. Уполномоченный не является участником уголовного процесса и не наделен правом осуществления контроля за его ходом. Вместе с тем считаю необходимым, чтобы на вопросы Уполномоченного, связанные с соблюдением личных прав заявителей, были получены не расплывчатые, а конкретные ответы от руководителей правоохранительных органов. Тем не менее, заявители нередко получают либо очередное, сделанное «под копирку» постановление либо отписку, что оснований для принятия мер реагирования не усматривается. В итоге, такая работа отдельных сотрудников создает у граждан негативное представление о деятельности правоохранительных органов в целом. В то же время информирование населения республики о мерах, принимаемых правоохранительными органами по раскрытию преступлений, особенно наиболее резонансных, способствовало бы формированию положительного общественного мнения об их деятельности. Думаю, что решение проблем, связанных с обеспечением прав и свобод граждан в нашей республике, в определенной мере зависит от слаженной работы правоохранительных органов, от степени доверия общества к ним.

5. В целом, как бы Вы оценили ситуацию с защитой прав человека в Дагестане? С одной стороны, у нас есть Конституция, в которой очень ясно, подробно, на мой взгляд, прописаны наиболее важные права человека. А на практике нашим гражданам зачастую сложно их реализовать в полном объеме. Для защиты прав граждан создана система различных государственных структур. Так, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одной из главных функций органов прокуратуры. При этом трудно ожидать от населения уважительного отношения к законам в то время, когда они видят их нарушения со стороны отдельных должностных лиц, подрывающих тем самым единый для всех принцип законности. В итоге, ситуация с защитой прав и свобод человека зависит от слаженной работы всей системы государственных органов, обеспечивающих их защиту и восстановление. Самая сложная задача - проанализировать ситуацию в сфере защиты прав в республике и обнаружить причины их нарушений, дать рекомендации для исполнительной и законодательной власти по их устранению. Оценка такой ситуации содержится в ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного, с текстами которых в свободном доступе можно ознакомиться на нашем сайте (www.dagombu.ru). В этом году Народным Собранием Республики Дагестан впервые было принято развёрнутое постановление по докладу Уполномоченного с предложением Правительству Республики Дагестан принять меры для решения каждой указанной в нем проблемы. При этом заинтересованные руководители органов власти достаточно оперативно реагируют на мои рекомендации. Например, в результате наших обращений главами ряда муниципальных образований были бесплатно предоставлены земельные участки многодетным семьям; дополнительно выделены помещения для размещения в них детских садов; дети-сироты были восстановлены в очереди на получение жилья, которое впоследствии ими было получено. Вместе с тем, мы сталкиваемся с ситуациями, когда со стороны должностных лиц отсутствуют действенные меры реагирования.

6. Можете ли вы привести один, самый яркий, запоминающийся случай, когда именно вмешательство Уполномоченного помогло защитить права конкретных людей? Для меня и сотрудников аппарата не существует «мелких» вопросов, разделения проблем граждан на существенные или незначительные – все вопросы значимы, если в результате нарушены или могут оказаться нарушенными права человека в той или иной сфере. Все поступающие обращения требуют внимания, усердия, времени, поскольку каждое из них важно для заявителя. Для нас каждый случай, когда в результате нашего вмешательства удалось восстановить права гражданина, имеет значение. Так, одним из примеров массового нарушения прав граждан стала невозможность приватизации ими жилых помещений в общежитиях, ранее принадлежащих государственным предприятиям. В нарушение норм действовавшего законодательства ряд общежитий были включены в состав приватизируемого имущества предприятий. В итоге право собственности перешло к частным юридическим лицам, а граждане лишились своего права на приватизацию. По этому вопросу я обращалась к руководству республики. Нами по указанной проблеме гражданам даны разъяснения, после которых заявители обратились в суд. В ходе судебного разбирательства мы осуществляли его правовое сопровождение, вплоть до обращения в органы прокуратуры для принятия мер реагирования по представлению руководством предприятия необходимых документов. В результате судом было признано право собственности жильцов общежития на занимаемые ими помещения, а ведь речь шла о правах более 70 семей.

7. Защищая права граждан нашей республики, приходилось ли Вам отстаивать собственные? В начале своей деятельности приходилось. Дело в том, что Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти Республики Дагестан, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также посещать расположенные на территории республики организации независимо от их форм собственности. Однако это законодательное положение было известно не всем сотрудникам органов власти, т.к. институт Уполномоченного только появился. В таких случаях приходилось объяснять, что их действиями нарушаются нормы закона. Сейчас таких проблем нет. Была ситуация, когда руководителем одного из правоохранительных органов были озвучены сомнения относительно необходимости предоставления Уполномоченному информации о защите прав граждан в республике. В результате моей правовой аргументации по данному вопросу такие сведения были им предоставлены. Вместе с тем, обращаясь в органы власти по жалобам заявителей, я рассчитываю получить в ответ не справочную информацию, а ответственную позицию их должностных лиц, в чьей компетенции находится решение соответствующих вопросов. Правда, иногда мы видим лишь «поверхностное» разъяснение норм действующего законодательства. В итоге, создается впечатление, что такие ответы отдельных должностных лиц служат для них «прикрытием» отсутствия конкретных мер реагирования.

8. Что Вы думаете о деятельности негосударственных правозащитников? Вы рассматриваете их в принципе как созидательную или деструктивную силу? Общественные организации, в частности, правозащитные, являются гарантом отсутствия произвола со стороны отдельных должностных лиц. В случае, когда власть какие-то вопросы упускает из поля зрения, то правозащитники должны привлечь к ним внимание и содействовать их решению. Значимость и ценность правозащитных организаций заключается в том, что ими представляется взгляд на ту или иную проблему как бы «со стороны». При этом отношения между правозащитными организациями и государственными органами должны строиться на основе конструктивного диалога, сотрудничества и взаимодействия. Считаю важным, чтобы сами правозащитники были способны квалифицированно защищать права наших граждан, т.е. иметь определенный профессиональный уровень. Однако если общественная организация в своей деятельности не преследует целей защиты прав граждан, занимается самопиаром, то доверия к ней со стороны населения и органов власти не будет. Могу отметить положительный опыт взаимодействия с такими общественными организациями как Комитет солдатских матерей Дагестана, Информационно-аналитический центр «Ракурс», Дагестанская региональная общественная организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Жизнь без слез». У нас сложились достаточно конструктивные отношения с Общественной палатой Республики Дагестан, в рамках которых вырабатываются рекомендации органам власти по сферам их деятельности. Следует отметить, что в настоящее время Общественная палата Республики Дагестан приступила к реализации крупного проекта по созданию единой площадки для взаимодействия и продвижения некоммерческих организаций. Так, создан «портал некоммерческих организаций (портал НКО)» (www.nkord.ru), на котором размещена вся информация по вопросам создания и деятельности общественных организаций, их взаимодействия с органами власти и т.д. В республике создан Координационный совет некоммерческих организаций, в состав которого входит и Уполномоченный. Основной задачей этого Совета является выработка общих рекомендаций по наиболее важным для республики проблемам, повышение социальной значимости общественных организаций, защита прав наших граждан.

10. Ежегодно в республике широко празднуется День Конституции. Какие мероприятия планируются Вами по этому случаю? Традиционно в эти дни мы проводим мероприятия по правовому просвещению, направленные на формирование конституционного патриотизма. Важно, чтобы каждый дагестанец осознал значимость Конституции не только для государства и общества, но и для себя. Необходимо, чтобы у населения было стремление знать и умение защищать свои права. Зачастую права человека нарушаются, потому что о них люди мало осведомлены, не знают, как можно защищать себя, свою семью, собственность, наконец, свое «доброе» имя с помощью закона. Знание человеком своих прав и умение использовать эти знания на практике является одной из основных гарантий их соблюдения. Особое внимание мною уделяется правовому воспитанию молодого поколения. Между тем, в наших школах отсутствует систематическое преподавание правовых дисциплин. Зачастую школьники не имеют даже базовых понятий: какими правами они обладают, какие обязанности на них возложены, что об их правах записано в законах и как их реализовать. В этом году, как и в предыдущие, организуются уроки правовых знаний со школьниками в летних лагерях, выездные приемы граждан, публикация статей, посвященных Дню Конституции Республики Дагестан, подготовлены к изданию ряд буклетов и брошюр. Полагаю, что День Конституции Республики Дагестан дает возможность каждому из нас задуматься над тем, что только строгое и неукоснительное соблюдение норм основного закона обеспечит последовательное развитие нашего региона в составе Российской Федерации. Я поздравляю всех дагестанцев с этим праздником!

Опубликовано:
Количество просмотров:39