Совершенствование законодательства Республики Дагестан является одной из задач Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан. Данная работа проводится при рассмотрении обращений и жалоб граждан. С этой целью анализируется не только федеральное и республиканское законодательство, но и практика его применения.
Так, в Законе Республики Дагестан «О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда» отсутствовали нормы о мерах социальной защиты, предоставляемых ветеранам военной службы, которые были предусмотрены федеральным законодательством и в соответствии с 122-ФЗ были переданы в ведение субъектов Российской Федерации.
Вопреки правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который не раз подтверждал, что сам по себе факт регистрации или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, ветераны, труженики тыла и жертвы политических репрессий, не имеющие в паспорте отметки о регистрации по месту жительства, были лишены возможности получать предусмотренные законом меры социальной поддержки.
По инициативе Уполномоченного были внесены соответствующие изменения в нормативные акты Республики Дагестан и права указанных категорий граждан были восстановлены.
В республиканском законе отсутствовал правовой механизм опеки и попечительства над гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченными судом в дееспособности, хотя в федеральном законе «Об опеке и попечительстве» эта норма прописана. По обращению Уполномоченного, Президент Республики Дагестан поручил Правительству Республики Дагестан внести в Народное Собрание Республики Дагестан проект закона о наделении органов местного самоуправления полномочиями на осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении указанных категории граждан.
В Республике Дагестан Указом Государственного Совета Республики Дагестан установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы.
Однако узники фашистских концлагерей, по федеральному законодательству имеющие единый статус с инвалидами Великой Отечественной войны, не были отнесены к категории граждан, получающих дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
По инициативе Уполномоченного узники фашистских концлагерей отнесены к числу лиц, имеющих право на указанное материальное обеспечение.
По действующему республиканскому закону выплата денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка производится не с момента возникновения оснований на их получение, а со дня вынесения решения о назначении денежных средств. В результате, ребенок-сирота в течение длительного времени оставался без средств к существованию.
По нашему обращению, Президент Республики Дагестан поручил Правительству Республики Дагестан внести в Народное Собрание Республики Дагестан проект закона Республики Дагестан, в котором предусмотрена выплата денежных средств опекуну (попечителю) с момента возникновения оснований на их получение.
Не менее важным направлением в Уполномоченного деятельности является мониторинг федерального законодательства. Также Уполномоченным направлен ряд предложений по совершенствованию законодательства в Центр мониторинга права Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу учета права инвалида на дополнительную жилую площадь при выдаче ему безвозмездной субсидии для улучшения жилищных условий. Право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации, предусмотрено инвалидам в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это право учитывалось и при постановке их на учет для улучшения жилищных условий. Однако денежные средства инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, определяются исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Ветераны боевых действий – афганцы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем также за счет средств федерального бюджета, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки и общей площади жилья 18 квадратных метров с учетом средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Указанная мера социальной поддержки не является в полной мере эффективной, поэтому были направлены предложения по совершенствованию законодательства в Центр мониторинга права Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в частности об изменении в Федеральный закон «О ветеранах» в части обеспечения ветеранов боевых действий – афганцев жильем из расчета общей площади жилья 36 квадратных метров.
В связи с вступлением в силу положений согласно которым дети-инвалиды, родившиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалиды по различным заболеваниям, имеющие ограничения в передвижении, лишены мер социальной поддержки на обеспечение спецавтотранспортом.
По инициативе Уполномоченного данный вопрос был предметом обсуждения на заседании Координационного совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с участием министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. Голиковой, где Уполномоченным было высказано предложение о внесении поправки в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающие нормы обеспечения спецавтотранспортом инвалидов, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата по медицинским показаниям.
В связи с принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии в сфере обеспечения вышеуказанных лиц жилыми помещениями, а также искоренения случаев мошенничества для сохранения за ними этого жилья. Уполномоченный обратился к Президенту Республики Дагестан с тем, чтобы Правительству Республики Дагестан было поручено подготовить соответствующие законопроекты Республики Дагестан.
Согласно Закону Республики Дагестан от 29 декабря 2003 г. № 45 «О земле» (в редакции Закона Республики Дагестан от 13 декабря 2013 г. № 95) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в республиканской или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) или садоводства.
В Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в 2012 году была обозначена необходимость внесения изменений в Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2003 г. № 45 «О земле» в части установления сроков определения органами местного самоуправления перечней земельных участков, которые могут быть использованы для бесплатного предоставления многодетным семьям, а также срока, в течение которого муниципальные органы обязаны осуществлять их постановку на учет и проводить работы по отбору указанных земельных участков. Законом Республики Дагестан от 5 марта 2014 г. №13 такие изменения внесены.
К Уполномоченному поступали обращения граждан с жалобами на прекращение выплаты или требование о возврате ежемесячного пособия на ребенка при отсутствии у них в паспорте отметки о регистрации. Для решения данной системной проблемы на основании обращения Уполномоченного Правительством Республики Дагестан разработан и внесен проект изменений в Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. №61 «О ежемесячном пособии на ребенка» в части предоставления возможности получения государственного пособия на ребенка по месту фактического проживания родителя, с которым он проживает. В результате внесения таких изменений в настоящее время граждане, имеющие детей и проживающие на территории Республики Дагестан, могут обратиться за получением ежемесячного пособия на ребенка по месту жительства (фактического проживания, месту пребывания).
Федеральным законом от 6 апреля 2015 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части закрепления основы статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. В целях приведения в соответствие с вышеуказанным федеральным законом по инициативе Уполномоченного были внесены изменения в Закон Республики Дагестан от 17 марта 2006 года №11 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан». Определены основные требования к кандидатурам на должность Уполномоченного, ограничения и запреты при осуществлении его полномочий. В частности, устанавливается, что Уполномоченный не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Кроме того, регламентируется круг субъектов, которые вправе вносить на рассмотрение Главе Республики Дагестан предложения по кандидатурам на должность Уполномоченного. Так, депутаты Народного Собрания Республики Дагестан, органы местного самоуправления, правозащитные организации вправе направлять Главе Республики Дагестан предложения о кандидатах на должность Уполномоченного.
Также предусматривается, что до рассмотрения кандидатуры на должность Уполномоченного Народное Собрание Республики Дагестан согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
Расширяется круг органов власти, жалобы на действия (бездействие) которых рассматривает Уполномоченный, а также сферы его взаимодействия с органами и должностными лицами в Республике Дагестан. Так, при рассмотрении жалоб Уполномоченный вправе осуществлять свои полномочия в отношении территориальных органов по Республике Дагестан федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также учреждений и организаций федерального подчинения.
Кроме того, по итогам посещения с 30 мая по 9 июня 2016 года членами Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека субъектов СКФО ими были выработаны рекомендации органам власти, в частности, о необходимости обеспечения активного привлечения социально ориентированных некоммерческих организа¬ций к решению проблем в социальной сфере, принятия регионального закона об общественном контроле за соблюдением прав социально уязвимых граждан и т.д.
В ходе подготовки Уполномоченным проекта закона Республики Дагестан «Об общественном контроле за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было выявлено, что Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» предусматривает регулирование осуществления общественного контроля за деятельностью, связанной с контролем за содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующим федеральным законом.
Вместе с тем, проект федерального закона №3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по настоящее время не принят.
В связи с этим о невозможности принятия регионального закона до урегулирования рассматриваемого вопроса на федеральном уровне Уполномоченным было доведено до Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека М.А. Федотова.
По результатам рассмотрения обращения Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека принято решение в ближайшее время инициировать внесение изменений в федеральное законодательство, предусматривающих отнесение правового регулирования отношений по осуществлению общественного контроля к сфере совместной законодательной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.