Многим представляется, что Уполномоченный – должностное лицо, призванное стать защитником интересов, помощником в удовлетворении желаний независимо от того, опираются ли они на закон, входит ли решение их вопросов в компетенцию Уполномоченного или нет. Это и объясняет поступление в адрес Уполномоченного обращений с просьбами об оказании материальной помощи, об улучшении жилищных условий, о вмешательстве в расследование уголовных дел, в судебную деятельность, в сферу личной и семейной жизни. Доводя до сведений граждан, что разрешение подобных обращений не входит в компетенцию Уполномоченного, считаем необходимым осветить некоторые аспекты деятельности Уполномоченного, предусмотренные Законом «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан».
Должность Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан (далее - Уполномоченный) является государственной должностью Республики Дагестан, учреждаемой Законом Республики Дагестан в соответствии с Конституцией Республики Дагестан в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения органами государственной власти в Республике Дагестан, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Республики Дагестан, законодательством Республики Дагестан, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и договорами Республики Дагестан в сфере международных связей.
Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо органам и должностным лицам.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции органов и должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно Закону Республики Дагестан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан»:
Уполномоченный рассматривает письменные жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.
К компетенции Уполномоченного не относятся вопросы, касающиеся правоотношений между гражданами. Уполномоченный не наделен правом вмешательства в процесс рассмотрения судебными органами уголовных и гражданских дел, а также полномочиями о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов, поскольку самостоятельность судебной власти и независимость судей декларированы Конституцией Российской Федерации.
Уполномоченный в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения жалобы принимает одно из следующих решений:
принять жалобу к рассмотрению;
отказать в принятии жалобы к рассмотрению с разъяснением заявителю причин отказа и (или) указанием средств, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
передать жалобу органу или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.
О принятом решении Уполномоченный письменно уведомляет заявителя.
При проведении проверки по принятой к рассмотрению жалобе Уполномоченный вправе:
беспрепятственно посещать органы государственной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также посещать в установленном порядке расположенные на территории Республики Дагестан организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественные объединения;
обращаться к компетентным органам или должностным лицам с предложением провести проверку фактов, изложенных в жалобе заявителя;
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые для рассмотрения жалобы сведения, документы, материалы и объяснения от органов и должностных лиц;
проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами государственной власти Республики Дагестан и их должностными лицами проверку деятельности органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления и их должностных лиц, относительно которых он располагает информацией о допущенных ими грубых или массовых нарушениях прав и свобод человека и гражданина.
По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить органу или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки.
В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный направляет органу или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод.
Орган государственной власти Республики Дагестан, орган местного самоуправления или их должностные лица, получившие запрос, предложение, ходатайство или заключение Уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и сообщили о результатах рассмотрения в письменном форме Уполномоченному, если федеральным законодательством или законодательством Республики Дагестан не установлен иной порядок.
В случае если орган государственной власти Республики Дагестан, орган местного самоуправления или их должностные лица, получившие заключение Уполномоченного, не сообщили своевременно о принятых ими мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, а также в других случаях Уполномоченный вправе:
обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов и должностных лиц, также участвовать в процессе в установленных законом формах;
обратиться с ходатайством о наложении дисциплинарного или административного взыскания либо возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
Алиев Джамал Расулович
Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан |
Главная/Обращение к Уполномоченному
/Порядок рассмотрения обращений
Порядок рассмотрения обращений |
Из практики защиты прав граждан
|
В рабочие дни ежедневно: с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 Телефоны для обращений: (8722) 673152, 673138 Приемная Уполномоченного: (8722) 678799 Email: dag.ombudsman@mail.ru |